В Норвегии могут ужесточить правила продажи энергетических напитков несовершеннолетним. Причиной стала тревожная тенденция: все больше детей и подростков регулярно употребляют напитки с высоким содержанием кофеина.
Как сообщает NRK, вопросы дополнительных ограничений активно обсуждается после публикации нового отчета Норвежского института общественного здоровья (FHI). Исследование показало, что в 2024–2025 годах 56% подростков от 13 до 15 лет регулярно или даже ежедневно потребляли энергетики.
Специалисты отмечают, что такая популярность напитков среди молодежи вызывает беспокойство. Чрезмерное потребление кофеина может вызвать проблемы со сном, повышенную тревожность, учащенное сердцебиение, головную боль и даже формирование зависимости.
"Мы видим, что энергетические напитки стали частью повседневной жизни многих молодых людей", - отметила ученая FHI Марианна Хоуп Абель.
В Норвегии уже действует возрастное ограничение: приобрести энергетики могут только лица от 16 лет. В то же время министр здравоохранения Ян Кристиан Вестре считает новую статистику тревожным сигналом и не исключает возможности введения дополнительных мер.
Сами подростки по-разному оценивают влияние таких напитков. Санна Морсет рассказала, что употребляет энергетики примерно четыре раза в неделю, поскольку они помогают почувствовать бодрость после изнурительного дня. По ее словам, она не замечает большого влияния на свой организм.
18-летний Эспер Хоэм также признался, что выпивает примерно одну банку в день.
"Пью примерно один в день. Это немного тревожный колокольчик, но я, пожалуй, пью их в основном ради вкуса", - говорит парень.
Исследователи считают, что возрастные ограничения могут стать эффективным инструментом защиты детей младшего и среднего школьного возраста.
"Мы ожидаем, что это обеспечит достаточно эффективную защиту для детей среднего школьного возраста и младше", - добавила Марианна Хоуп Абель.
Между тем медики продолжают предостерегать не только энергетики, но и другие популярные напитки. Кардиологи отмечают, что сладкие газированные напитки содержат значительное количество сахара и калорий, часто остающихся незамеченными для потребителей.
По словам специалистов, регулярное употребление газированных напитков может способствовать развитию метаболических нарушений, сердечно-сосудистых заболеваний и повышать риск возникновения онкологических заболеваний. Исследования также указывают на накопительный отрицательный эффект искусственных красителей, консервантов и большого количества содержащихся в таких продуктах сахара.