Сегодня, 31 января, на 68-м году ушел из жизни первый космонавт независимой Украины Леонид Каденюк. Незадолго до печального события журналисту Clutch удалось пообщаться с этой легендарной личностью.
Читай архивное интервью с Леонидом Каденюком прямо сейчас.
О какой профессии вы мечтали в детские годы?
— Детство моего поколения совпало с началом космической эры. Поэтому миллионы моих ровесников мечтали стать космонавтами. Среди них был и я. Мои родители переживали за меня, до конца не осознавая опасности профессии космонавта и летчика-испытателя. Кстати, о том, что я испытываю самолеты, мои родители долго не знали.
Раньше, наверное, практически все мальчики мечтали полететь в космос. Сейчас же ситуация поменялась. Все хотят быть бизнесменами, менеджерами… Вам не обидно за вашу профессию?
— Нет, не обидно. Профессия космонавта не ушла на второй план. Как бы там ни было, космонавт – одна из самых престижных и интересных профессий. Конечно, по сравнению с теми временами, когда я был мальчишкой, сейчас мечтающих полететь в космос значительно меньше. Но в этом я не усматриваю ничего удивительного. Времена меняются, меняются представления человека о жизни.
Вы выпустили свою книгу «Миссия – космос». Как долго вы над ней работали?
— Начну с того, почему я ее написал. Во-первых, у меня было чувство незавершенности космического полета. Во-вторых, во время встреч с людьми, когда я рассказываю о своем жизненном пути, о полете в космос, они просят меня обязательно написать об этом книгу. Надо сказать, что людей разного возраста и профессий интересует космос и человек, побывавший в нем. Таким образом, написание книги стало завершающей точкой в моей космической эпопее.
Я не профессиональный писатель, несколько раз переписывал книгу. Сам процесс написания, творчество меня очень увлекли. Но, бывало, вечером напишешь и, прочитав, оставался удовлетворенным. А утром после прочтения с восприятием написанного все было наоборот. Скоро выйдет третье издание моей книги. Оно дополненное, в нем будет больше информации и фотографий.
Случались с вами какие-то экстремальные ситуации?
— Профессия летчика-испытателя, чем я занимался на протяжении многих лет, профессия космонавта и сам полет в космос, к сожалению, не обходятся без экстремальных ситуаций. Но потому эта профессия и интересна. Кроме того, она творческая. Для меня эти обстоятельства вместе с осознанием их необходимости государству были главными в выборе профессии. Летчики-испытатели принимают участие в создании самолета с самого начала. Из них создается специальная группа, которая и ведет этот самолет с написания технического задания, выполняется эскизный проект, потом — макетирование, создание в металле, испытания в небе и до выпуска его в строевые части.
А как отбирали группу для полета в космос?
— Мою группу космонавтов отбирали среди летчиков-истребителей. Основная цель отбора — это подготовка нас как командиров многоразового транспортного космического корабля (МТКК) «Буран» и космического корабля «Союз». «Буран» очень похож на американский шаттл, на котором я летал в космос. Надо отметить, что эти корабли – самые сложные технические сооружения, когда-либо созданные человеком. Они объединяют в себе авиационные и космические технологии. В них около 2 млн. систем, узлов, агрегатов, и все это должно работать синхронно и надежно.
Поскольку мы должны были быть командирами МТКК «Буран», после отбора моей группы в девять человек из около трех тысяч летчиков-истребителей нас отправили в центр подготовки летчиков-испытателей, где, проучившись, мы получили дипломы «летчик-испытатель». Потом параллельно работали, испытывая самолеты, и готовились к полетам в космос.
Изучали много наук: биологию, медицину, астрономию, астрофизику, геологию, экологию и другие… Человек, который летит в космос должен владеть большими знаниями, причем из самых разных областей наук. Я убедился в этом уже в космическом полете. Ведь сам космос не просто пустота. Он переполнен огромным количеством вопросов и ответов на них. И для того, чтобы найти эти ответы, надо очень много знать.
Как долго проходит подготовка к полету?
— Подготовка к космическому полету состоит из трех этапов: общекосмическая, в составе группы и в составе экипажа. Как правило, для командира и бортинженера экипажа она длится около 5 лет. То есть это сравнимо с окончанием ВУЗа. При этом космонавты получают уникальную инженерную, летную и научную подготовку. Кроме того космонавты проходят различные виды тренировок, нацеленные на подготовку организма к перенесению факторов космического полета: перегрузок в процессе выведении на орбиту и спуска с орбиты, невесомости, выживанию в различных климатических условиях.
Присутствовал ли страх перед полетом на «Колумбии»?
— Того страха, о котором вы спрашиваете, не было. Было огромное психологическое напряжение. Особенно во время старта и выведения на орбиту – самого напряженного, динамичного и опасного участка полета. Стартуемый комплекс, то есть то, что отрывается от Земли (космический корабль, топливный бак и два твердотопливные ускорители), весит около 2240 тонн. И все это надо не просто оторвать от земли, а разогнать до первой космической скорости 7,9 км/сек за время, меньше чем 10 минут. Из всей этой массы около 80% – топливо. То есть космический корабль вместе с другими составляющими представляет собой, образно говоря, пороховую бочку. Напряжение присутствовало с момента старта и до выключения двигателей после выведения на орбиту. Я хорошо знал космическую технику, поскольку не только изучал, но и принимал участие в ее создании. И что бы человек ни делал, как бы ее не совершенствовал, – она отказывала, отказывает и будет отказывать. Напомню: длительное время я работал летчиком-испытателем — это и предопределило мое психологическое состояние и восприятие всего космического полета, начиная от старта и заканчивая возвращением на Землю.
Был ли какой-то самый интересный случай на шаттле, который вам больше всего запомнился?
— Несмотря на то, что человек почти 53 года летает в космос, космический полет – это уникальное явление на планете Земля. Самый первый полет человека в космос имел значение не только планетарное, но и Вселенское. Поскольку на одной из миллиардов планет Вселенной ее цивилизация смогла, наконец, создать технику, способную преодолеть притяжение планеты и вырваться в космос. Это было начало космической эры человечества. А в космосе все одинаково интересно, особенно невесомость, вид Земли из космоса, сам космос.
В одном интервью вы говорили, что в космосе у вас возникло ощущение, что вы уже испытывали чувство невесомости. И объяснили это тем, что, возможно, когда-то человек прилетел на Землю с космоса. То есть вы не верите в божественную теорию происхождения человечества?
— В космосе после адаптации к невесомости у меня действительно возникло ощущение, что чувство невесомости мне давно знакомо. Одним из вероятных предположений возникновения этого феномена я и посчитал, что человек когда-то прилетел на Землю из космоса и информация о невесомости на генном уровне записана у каждого из нас. И, кстати, сейчас одним из предположений появления человека на Земле является возможное его прибытие из космоса.
Надо сказать, что космический полет в некоторой степени отдистанцировал меня от науки, которую я изучал до полета. Но не в том смысле, что я что-то отрицаю, а в смысле, что наука до сих пор не нашла ответа на многие вопросы бытия. В том числе и откуда и как возникла разумная жизнь на нашей планете.
Американский астронавт Джон Гленн после своего пребывания на орбите сказал: «Когда я смотрю в иллюминатор космического корабля и вижу сотворенное, после этого не верить в Бога невозможно». Именно к такому выводу пришел и я, пребывая на земной орбите.
Вы часто отвечали на вопросы по поводу НЛО, и говорили, что не видели их. А вообще вы верите в существование неземных цивилизаций?
— Да, я в это верю. Но до тех пор, пока мы не установим контакты с другими цивилизациями или не убедимся в их существовании воочию, до тех пор такое утверждение является только предположением. Во Вселенной миллиарды планет. Среди них наверняка есть и такие, как наша. А может где-то разумная жизнь существует в другой форме. Но масштабы Вселенной и уровень цивилизации на планете Земля пока не позволяют нам установить контакты с инопланетными цивилизациями. Возможно, что и у представителей других цивилизаций такие же проблемы.
Наверное, вы себе как-то представляли космос. Совпали ли ваши представления с увиденным?
— Готовясь к космическим полетам и встречаясь с космонавтами, побывавшими в космосе, у меня действительно сформировалось определенное представление о космосе. Но на самом деле космос и увиденное в нем оказались значительно другими. Красота космоса и особенно Земли меня поразили. Как, впрочем, каждого, кто побывал в космосе и увидел нашу планету со стороны. Но видеть все это надо своими глазами. Передать ту красоту и необычайность увиденного словами невозможно. Наверное, нет таких человеческих слов. Да и информативность телевизионного изображения или фотографии Земли из космоса составляет не более 15-20% от того, что человек видит своими глазами. А сказать, что Земля очень красивая, — это ничего не сказать. Это, повторюсь, надо видеть своими глазами.
Автор: Настя Посыпкина